Играя, развиваем компетенции


Играя, развиваем компетенции 24.03.2022

Играя, развиваем компетенции

Методисты отдела экологического просвещения национального парка «Красноярские Столбы» Александра Ковач и Елена Клинкович 14-19 марта приняли участие в семинаре «Заповедный игропрактикум» в г. Иркутске.

Экопросветители со всей России обменивались опытом и обучались игровым методикам, а также разрабатывали собственные игры для разных целевых аудиторий в области заповедного дела. По мнению экспертов, стереотип, что игра как средство познания годится только для малышей, давно не актуален. Игротехника – это методики профессионального совершенствования людей разных возрастов в игровой форме. Например, в природоохранной сфере с помощью игры дошкольникам можно объяснить азы экологии, школьникам привить «зеленые» привычки, а взрослых научить принимать природосберегающие управленческие решения. К тому же и сами игры имеют множество форматов: игры живого действия, квесты, настольные, интеллектуальные и др.

Целый ряд природоохранных организаций представили на мероприятии свои разработанные и успешно применяющиеся игры. ЭкоЦентр «Заповедники» показал новый игровой интерактивный урок «Хозяин бархатных рогов» о диком северном олене. WWF России познакомили участников с настольной эколого-экономической игрой «Изменение климата»: это продукт для взрослых и, по отзывам пробовавших, намного сложнее знаменитой «Монополии». Центр экономии ресурсов, напротив, рассказал о «настолке» для малышей «Монстры-хламонстры». «Большая Байкальская Тропа» — об игре-«бродилке» по карте Байкала, а движение ЭКА об экологических играх – мобильных приложениях.

Опыт «Красноярских Столбов» представила на семинаре методист нацпарка Александра Ковач:

– На мой взгляд, одна из задач экологического просвещения – это приоткрыть мир природы и заповедной системы. И ничто нагляднее не покажет хрупкость этого мира ребенку и взрослому, чем игра. Выбор между обычной лекцией или занятием с игровыми элементами очевиден. Именно игра передает ощущения и эмоции ярче, через нее проще познать и запомнить какую-либо информацию.

В своем выступлении на семинаре я постаралась поделиться с коллегами нашими игровыми решениями экологического просвещения. Квесты на экологических тропах «По страницам книги природы» и «Заповедная Сибирь» позволяют с пользой использовать небольшие пространства, (протяженность «Сибири» менее 200 метров). При этом в поисках ответов участники знакомятся с информацией на стендах, вырабатывают навыки работы с полученной информацией.

Часто в своей работе мы используем такую форму игры, как квест. Например, несколько лет подряд проводим «День эколога» в пришкольных лагерях на территориях красноярских школ. В виде квеста проходят массовые мероприятия День Столбов, «Столбы – без огня» и многие другие. И даже классическая экскурсия «Природа – великий скульптор» легко превращается в увлекательный квест «В поисках клада старого столбиста», в ходе которого группа, выполняя задания и получая части «старинной» карты, заодно знакомится с территорией и историей «Столбов».

Игры позволяют нам дополнить традиционный экочас в детском саду или  начальной школе, закрепить полученные детьми знания. Например, мы просим малышей соотнести вид дерева  с его листом, иголкой, шишкой и т.д. Подобрать название к фотографии или флагманские виды заповедных территорий к логотипам ООПТ. А еще в игре можно разобрать вторичные ресурсы и узнать, что из них можно сделать; изучить следы животных и научиться читать следовые цепочки на снегу. Экочас может быть превращен в игру с соревновательным элементом, где наши слушатели принимают самое активное участие, а то и сами становятся главными рассказчиками, порой не ожидая от себя таких знаний.

Разбавить умственную деятельность, зарядиться энергией для новых свершений, а заодно сплотить команду, позволяет подвижная игра «Веселое построение команды на «Столбах». Не менее интересно для подростков бывает примерить на себя роль научного сотрудника, изучающего лес, или госинспектора, проходящего по маршруту и отмечающего животных. И, конечно, мы обязательно используем мастер-классы, ведь всем участникам, независимо от возраста, приятно принести домой после экологических мероприятий, что-то сделанное своими руками. Даже участники семинара «Заповедный игропрактикум» вечерами с удовольствием собирали томик книжки-малышки «Красноярские Столбы» – оригами из трех деталей, для которых не нужны ни клей, ни ножницы.

 Благодарим радушных хозяев – сотрудников объединенной дирекции «Заповедное Прибайкалье» – за теплый и радушный прием и знакомство с красавцем Байкалом. За насыщенную и интересную программу – специалистов из ЭкоЦентра «Заповедники», которые организовали этот семинар в рамках проекта «Заповедные игры. Играем, познаем и сохраняем с заповедными территориями России!» при поддержке Российского общества «Знание», Всероссийского движения «Вдохновители», Фонда Президентских грантов и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

И, конечно, спасибо коллегам за дружескую атмосферу, за обмен идеями, вдохновение и поддержку. Эта неделя была увлекательной и познавательной одновременно. Работая в командах, мы придумывали собственные игры о природе и заповедных территориях. Здорово, что все они получились совершенно разными по сложности и игровой механике. И даже разъехавшись по своим уголкам, мы продолжаем дорабатывать созданный продукт, чтобы в дальнейшем использовать в своей работе. Эти заповедные игры мы обязательно будем применять в наших экошколах.


Возврат к списку


 pojertvovanie.jpg


Заповедник "Саяно-Шушенский"AltaiZapovedniik.pngazasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Tigerek1.jpg Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg
  Яндекс.Метрика