Облик современного туриста.


Облик современного туриста. 10.07.2011

Облик современного туриста.

     Результаты опросов туристов, посетивших природный парк «Ергаки» в 2011г. стали своеобразным подведением итогов деятельности  парка за 5 лет. Опросы проводились волонтерами совместно с инспекторами  КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки» среди туристов, а также с работниками турбаз, местным населением, жителями приграничных с парком поселков Арадан, Танзыбей и с. В. Усинское.

     Выяснилось, что парк, в основном, посещают туристы в возрасте от 20 до 40 лет и подростки в составе туристических клубов, станций и лагерей, т.е. организованных групп. Из всех социальных категорий активный отдых предпочитают  учащиеся, студенты и служащие. Основные посетители парка – сибиряки, из которых большинство составляют жители Красноярска и Красноярского края. Большая часть опрошенных предпочитает активный отдых на природе: пеший, конный туризм, сплавы, альпинизм, сноубординг, - но не в организованных группах, а в качестве «диких» туристов.

      Подавляющая часть посетителей парка узнала об этом уникальном уголке дикой природы от знакомых и друзей. Благодаря интернету и СМИ парком заинтересовалось лишь незначительное количество опрошенных туристов.

      Большинство посетителей выбрали отдых в парке «Ергаки» из-за первозданности природы, живописных ландшафтов, удаленности от цивилизации. Судя по опросу, туристы посещают самые популярные горные пики и озера, красота и поэтичность которых привлекает любителей прекрасного уже много лет: оз. Светлое, Золотарное, Мраморное, пик Птица, долина Горных Духов, пик Парабола, озеро Художников, Каменный городок. Большая часть посетителей из Ермаковского района – это местные жители, которые в зоне традиционного природопользования занимаются сбором дикоросов, грибов, ягод, рыбалкой. У любителей комфортного отдыха особой популярностью пользуются турбазы «Горная Оя» и «Спящий Саян». Зимой идеальное место для отдыха – база «Ергаки», рядом с которой оборудованы горнолыжные трассы различной сложности.

     Отрадно, что за 5 лет существования парка экологическая грамотность и культура туристов заметно выросла. Благодаря многочисленным источникам информации  о парке, активной эколого-просветительской работе сотрудников парка, большая часть туристов осведомлена о режиме охраны парка, функциональных зонах, границах, правилах поведения на их территории. Но некоторые отмечают недостаток информации. Это жители Тувы, а также наиболее заинтересованная категория - население приграничных с парком  п. Арадан и с. В. Усинское, для которых традиционное природопользование – основной источник существования. В основном,  посетители воспринимают проблемы парка уже  не отстраненно, а как общую заботу и боль.

     Самые многочисленные предложения туристов касаются способов решения проблемы замусоренности территории парка. Туристы предлагают установить на стоянках аншлаги с надписью: МУСОР УНОСИТЬ С СОБОЙ; увеличить количество мусорных баков на трассе, на тропах и на базах; давать посетителям мешки для мусора; штрафовать туристов, оставляющих после себя мусор.

Множество  пожеланий туристов относится к обустройству троп и стоянок, улучшению туристического сервиса. Наиболее неравнодушные   предлагают увеличить количество аншлагов, указателей на тропах,  настилов под палатки, построить умывальники и туалеты на стоянках, обустраивать стоянки  навесами для отдыха, скамейками и беседками. Некоторые предлагают расширить возможности  для дикого отдыха возле речек: оборудовать подходы,  расширить территории  баз от­дыха для палаточников, орга­низовать покупку хлеба, топлива, прокат инвентаря, сделать платную камеру хра­нения для вещей и рюкзаков.

По данным опросов, отношение посетителей парка к сотрудникам коренным образом изменилось.  «Глухая стена», которая существовала во время создания парка между его работниками,  местным населением и туристами, разрушилась. Недоверие, иногда даже неприязнь, сменились четким пониманием того, что все мы «в одной лодке», и если конфликтовать, действовать разобщено, уникальная природа вокруг погибнет. Поэтому большинство туристов, работников баз, местное население едины в своем желании чаще встречаться с инспекторами,  обсуждать существующие проблемы и способы их решения.

     Результаты опросов туристов и местного населения доказали, что усилия и терпение сотрудников принесли свои долгожданные плоды. Посетители осознали, что парк – это их союзник и защитник. Туристы благодарят за разъяснительную работу работников КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки», отмечают компетентность, доброжелательность и вежливость  инспекторов парка. Многие посетители, побывавшие в других национальных и природных парках, удивляются чистоте троп и стоянок. И даже подчеркивают, что другим есть чему у нас поучиться.

     Такая оценка ежедневного и кропотливого труда сотрудников парка должна стать мощным стимулом для дальнейшей работы. Ведь все еще только начинается…

 

Н.В. Крутских

Методист отдела экологического просвещения

КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки»

Возврат к списку


pojertvovanie.jpg
Заповедник "Саяно-Шушенский" заповедник "Алтайский"azasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Заповедник "Тигирекский" Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg
  Яндекс.Метрика