АЯН. СКОРО ОСЕНЬ

АЯН. СКОРО ОСЕНЬ 25.08.2018

Связь, установленная в прошлом году на одном из отдаленных стационаров ФГБУ «Заповедники Таймыра» позволяет нашим сотрудникам оперативно сообщать обо всех фенологических наблюдениях и результатах работы. А подключенный для них в самом сердце Путоран Интернет позволяет еще и отправлять замечательные фото. Вот еще одно сезонное сообщение. Продолжение сериала о жизни кордона.

Неделя началась штормовым ветром. Три дня озеро ревело, словно раненный дракон (немного сказочного стиля, дальше будут реальные чудеса из сказок). Из-за шторма мы не могли уйти в рейд по озеру. Но разве это беда, если есть пара здоровых ног… Ветер для ходьбы не помеха, наоборот только помощник, разгоняет комаров и мошку. Мы отправились в каньон реки Хонна-Макит к верхнему водопаду. Давно мы там не были, надо проверить стоянки туристов и заодно по пути обновить временные аншлаги (информационные табло о заповедных территориях). Ходу туда около 12 километров (по прямой), как-бы не так далеко, если есть торная тропа. Но таковой туда нет и часть пути надо пробираться по болотистому кочкарнику и зарослям ольховника. Взяв с собою солидный перекус, мы пораньше выдвинулись в путь.

Уже повсеместно в лесу чувствуется поступь осени. Ольховник частично сбросил листву, а остальная наполовину пожухла, что нам было на руку. Пробираться сквозь прозрачные дебри было веселее и светлее. По пути мы все чаще останавливались и собирали голубику и шикшу и чем ближе к Хонна-Макиту, тем чаще. Уже в самой долине реки ягод стало «завались», но мы уже насытились и переступали кусты с обильным урожаем. А возле озера в этом году на ягоды неурожай, не повезло нам. Шикшу собирать быстрее всего, пару гребков растопыренными пальцами и полная пригоршня. Ее есть не надо, только выдавливаешь сок, а «жмых» выплевываешь. Шикша – излюбленная ягода медведей, о чем я уже говорил раньше. Медведь с аппетитом собирает ее ртом, пропуская стебли сквозь зубы, а ягоду оставляя во рту. За ним на его пути остаются только горки отработанного жмыха, как за комбайном копны сена.

Через 3 с половиной часа мы добрались до водопада. Вода в реке средняя, водопад полный, любоваться им долго нам не пришлось, сильный ветер сдувал брызги и нес прямо на нас. Туристов в этом году не было. Ни следов, ни мусора. Старые кострища заросли мхом. Перекусив, мы сменили аншлаги и отправились обратно.  Решили пройти по бровке каньона. Сам каньон красив и грандиозен. На всем его протяжении река то грохочет перекатами, то «спокойна как удав», блестит на солнышке и медленно уносит зеленые воды…  В каньоне есть и второй водопад, но его плохо видно с правого борта. По пути обратно мы увидели сюжет из детской сказки. На самой макушке сухого дерева висел целый гриб, кто-то оставил его сушиться для себя в заначку. Не белка-ли? Хотя они откочевывают на зиму к югу… тогда кто? Мы тоже внесли свою лепту в пополнение чьих-то зимних запасов, рядом повесив на ветках еще несколько солидных грибов.

Возле водопада в скальных породах есть уникальные образования «Каменные мельницы» …. Просто представить себе невозможно, как так природа могла сотворить и за какой промежуток времени. Мельницы бывают разных размеров, от 20 см в диаметре до полуметра и больше.

Штормовой ветер сменили дожди. Притоки «вздулись» и понесли грязь в реку. Уровень воды в озере и р. Аян заметно поднялся. Несколько попыток отправиться в рейд по озеру, увенчались неудачей. Стоило нам отплыть и пройти по озеру 10 км, как начинался дождь, и мы поворачивали обратно. В пятницу, полный штиль, быстро собрались, только дошли до лодки и «здравствуйте!», с неба закапало и вскоре «ливануло», так, что мы пришли обратно на кордон изрядно промокшие. Ничего не поделаешь, погода! Остается только ждать.

Как бы ни была грустна такая погода, она-же одновременно прекрасна в своих творениях. Можно бесконечно наблюдать, как облака спускаются на горы и заполняют каждую ложбинку, рельефно выделяя их на теле гор, словно морщинки.  Туман медленно движется и кажется, что неподвижные скалы оживают и вот-вот сойдут в долину. Лес на вершинах уже пожелтел и стоит на мгновение выглянуть солнышку, как он вспыхивает золотистым отблеском, несметных богатств заоблачного мира. А в долине на каждом листочке, травинке, веточке притаились мелкие капельки росы и переливаются в лучах «потерянного солнца» алмазной радугой. Каждое состояние погоды прекрасно, только надо суметь найти потайную дверь, за которой открывается чудный мир хрупкой природы!

Оказывается, что незабудки не последние массовые цветы на Аяне. Их сменили желтые цветы …… вот как они зовутся, я не знаю.  Но они очень красивые!

Сегодня 19 августа. Вся страна празднует праздник – день Авиации. Я хочу рассказать одну короткую историю, которая произошла со мной в Якутии, в районе дельты реки Лена (рядом г. Тикси). Она касается как раз Авиации и праздника. Коль мы работаем на Севере, а здесь единственный верный транспорт – это вертолет. Об этом и моя праздничная история.

Сижу я с моим напарником Валерой Фидиркиным в хлипкой избушке, сотрясаемой пургой, в районе острова Тит-Ары (дельта Лены), месяц май, число 15-е. Метет, только в печку успевай подбрасывать дрова. Здесь полно плавника, с дровами проблем нет. Лежим на нарах и читаем. Слышим какой-то нарастающий звук… Неужели вездеход едет…  Да, нет, вертолет летит!!! Не может быть… А нам должны передать с Тикси лодку с мотором, на которой мы собирались сплавляться по дельте до океана. Но не в такую погоду… И вправду, сквозь пургу в 100 метрах заходит на посадку вертолет. Выбегаем наспех… пока добежали, а с вертолета, не глуша винтов, летчики уже выгрузили лодку и мотор… Во дела! Я подбегаю, пытаюсь перекричать шум винтов и ветра, спрашиваю у командира: – вы что -- Асы? Они удивлено отвечают: - А что, здесь-же Север! Погода всегда такая, а Люди ждут!  Я ничего им, кроме как спасибо, не успел и сказать… Они улетели, а лодку и мотор на следующий день мы выгребли из-под снега и перетащили к домику. Вот, она Полярная авиация!!! А это было в 2012 году. Не так и давно.

Возвращаясь на Таймыр, я хочу поздравить всех авиаторов, а в особенности наших Таймырских авиаторов (настоящий и пенсионеров, которые меня не раз выручали: Володя Пудков, Вася Маликов, Слава Столяров, Павел Чайников и все, с кем я летал) с их профессиональным праздником и пожелать им равного числа взлетов и посадок, и чтобы их жизненным девизом стал такой-же ответ, как ответ – тех молодых парней из Тикси, имен которых я так и не знаю.  С Праздником!

Возврат к списку

Заповедник "Саяно-Шушенский"AltaiZapovedniik.pngazasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Tigerek1.jpg Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg