Работа победителя конкурса "Зеленый учитель 2011" Иволиной Натальи Витальевны

Конкурсы
Конкурсы Ассоциации заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона

05.07.2011

Работа победителя конкурса "Зеленый учитель 2011" Иволиной Натальи Витальевны

Экологическая интерактивная игра «Создай заповедник»  

Номинация: Экологические сказки, задачи, викторины, игры

Форма мероприятия: ЦОР с использованием интерактивных методов /игра/ 
Целевая группа:для детей с 3 класса


Иволина Наталия Витальевна

 МОУ Сортавальского МР
Республики Карелия Кааламская СОШ
 186770 Республика Карелия,
Сортавальский район,п. Кааламо, ул. Гагарина, д.21 кв. 9
тел. +79215257012
е-mail: nata-ivolina@yandex.ru 

Кааламо
2011

Пояснительная записка

Игра «Создай заповедник» включает в себя вопросы и сведения о заповедных местах Сибири. Она построена по некоторым правилам телевизионных игр «Кто хочет стать миллионером?», «О, счастливчик!», но проводится несколько иначе, чем по телевидению. Участниками игры могут быть учащиеся любого возраста, начиная с 3 класса.

Игра имеет эколого-интеллектуальную направленность. Организаторами являются два учителя: один ведущий, а другой управляет презентацией. Начинается игра со вступительного слова ведущего объяснения условий игры.

Для того чтобы дать возможность принять участие в игре большему количеству учащихся, образуется 3-4 команды. Игра начинается с отборочного тура. Из учащихся правильно ответивших на вопросы образуется 3-4 команды по 2-3 человека (при большом количестве учащихся учитывается не только правильность ответов на отборочный тур, но и быстрота).

Стартовый файл – презентация sozday zapovednik.

Игра состоит из 15 вопросов, сведений о правильном ответе, трёх подсказок:
- «Помощь зала» (дети в зале показывают карточку с предполагаемым вариантом ответа);
- «Звонок другу» (Используются два игрушечных телефона: один у игрока, другой даётся любому зрителю в зале по желанию «звонящего». Разговор будет происходить напрямую в течение 30 секунд, но традиция будет соблюдена. Можно использовать и настоящие телефоны.);
- «Минус 1» (убирается один неправильный ответ). Переход от этой подсказки к основной презентации осуществляется по стрелке.

Проверка правильности ответов осуществляется по гиперссылкам.

Если вдруг учащиеся дают неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде. Если команда игроков не уверена в своих знаниях, то она может выйти из игры, пока не дан окончательный ответ на очередной вопрос. Правильно, ответив на все 15 вопросов, считается что «Заповедник создан!» Команда победила. 

Методическая разработка интерактивной игры «Создай заповедник»

Цели:


- расширение знаний учащихся о заповедных местах Сибири;
- развитие познавательной активности учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе.

Правила игры

Игра состоит из 15 вопросов, сведений о правильном ответе, трёх подсказок: 

- «Помощь зала» (дети в зале показывают карточки с предполагаемыми вариантами ответов, команда игроков выбирает один из вариантов); 

- «Звонок другу» (Один из команды игроков «звонит» по желанию одному из зрителей, сидящих в зале. В течение 30 секунд можно посовещаться с другом о варианте правильного ответа.); 

- «Минус 1» (убирается один неправильный ответ). 

Если вдруг учащиеся дают неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде. Если команда игроков не уверена в своих знаниях, то она может выйти из игры, пока не дан окончательный ответ на очередной вопрос. Правильно, ответив на все 15 вопросов, считается что «заповедник создан!». 

Игра начинается с отборочного тура. Из учащихся, правильно ответивших на вопросы, образуется 3-4 команды по 2-3 человека (при большом количестве учащихся учитывается не только правильность ответов, но и быстрота).

1 слайд

Слайд01.jpg

Итак, мы начинаем интеллектуально-зкологическую игру «Создай заповедник».

2 слайд

Слайд02.jpg

Отборочный тур

Сопоставьте названия заповедников и места их расположения:

Республика Карелия

Республика Тува

Республика Бурятия

и

А. Азас

Б. Джергинский

В. Кивач

3 слайд

Слайд03.jpg

Правильный ответы на вопрос отборочного тура:

Республика Тува А. Азас

Республика Бурятия Б. Джергинский

Республика Карелия В. Кивач

4 слайд

Слайд04.jpg

1 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

Название, дошедшее до нас из древности, означает «богатое озеро» или «море».

Выберите правильный ответ:

А. озеро Онежское

Б. озеро Ладожское

В. Озеро Байкал

5 слайд

Слайд05.jpg

Сообщение о правильном ответе:

«Сибирь загадочная, нет конца и края,

И едешь день, и два, и три… и пять, и шесть…

Перед твоей красой в восторге замирая,

Гордимся тем, что ты у нас такая есть!»

Д. Поздеев

Монгольские племена, населяющие юг Восточной Сибири, всегда считали это озеро священным. По глубине и особенно по объёму воды ни одно из пресных озёр не сравнится с Байкалом.

6 слайд

Слайд06.jpg

2 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

В этом заповеднике охраняется азиатский речной бобр и красный волк.

Выберите правильный ответ:

А. Азас

Б. Джергинский

В. Байкальский

7 слайд

Слайд07.jpg

Сообщение о правильном ответе:

Когда-то бобр почитался за священное животное, и охота на него была запрещена. Но в начале 60-х годов популяция бобров на реке Азас составляла 22-24 зверька. Сейчас ее численность увеличилась более чем в 3 раза. Бобры поселяются на участках с медленным течением, большой глубиной и высокими берегами.

8 слайд

Слайд08.jpg

3 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

Этот заповедник славится большими сиенитовыми скалами до 100 м в высоту.

Выберите правильный ответ:

А. Саяно-Шушенский

Б. Азас

В. Столбы

9 слайд

Слайд09.jpg

Сообщение о правильном ответе:

В Красноярском крае в заповеднике «Столбы» около 80 групп сиенитовых скал. Но больше всего поражает не их количество, а их причудливые формы.

10 слайд

Слайд10.jpg

4 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

Какие животные находятся под охраной в Саяно-Шушенском заповеднике.

Выберите правильный ответ:

А. белый медведь

Б. снежный барс

В. дзерен

11 слайд

Слайд11.jpg

Сообщение о правильном ответе:

Снежный барс – загадочное животное Саяно-Шушенского заповедника. Мало кому удалось увидеть его в естественной среде, поскольку он в зависимости от условий может менять свой дымчато-серый окрас, подобно хамелеону.

Многие считают эту большую кошку с интересными повадками самым красивым представителем семейства кошачьих.

12 слайд

Слайд12.jpg

5 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

Достопримечательности этого заповедника: манул, дзерен, реликтовая чайка, 5 видов журавлей.

Выберите правильный ответ:

А. Даурский

Б. Путоранский

В. Таймырский

13 слайд

Слайд13.jpg

Сообщение о правильном ответе:

Даурский заповедник – рай для животных. Заповедник включен в список водно-болотных угодий международного значения. Здесь через озёра проходит один из крупнейших путей пролёта водоплавающих и околоводных птиц.

14 слайд

Слайд14.jpg

6 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

Этот заповедник был создан на месте падения метеорита.

Выберите правильный ответ:

А. Тунгусский

Б. Баргузинский

В. Таймырский

15 слайд

Слайд15.jpg

Сообщение о правильном ответе:

Остался еще на Земле уголок
От шумных дорог вдалеке.
Наверное, все, что на сердце сберег,
Я отдал тунгусской тайге.

В. Черников

В 1995 году на месте падения Тунгусского метеорита, упавшего в 1908 году, был создан заповедник для изучения последствий падения метеорита на животный и растительный мир.

16 слайд

Слайд16.jpg

7 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

История создания Саяно-Шушенского заповедника связана с необходимостью сохранения именно этого зверька.

Выберите правильный ответ:

А. бобр

Б. белка

В. соболь

17 слайд

Слайд17.jpg

Сообщение о правильном ответе:

Саяно-Шушенский заповедник создавался с целью сохранения ценного пушного зверя – соболя. Соболь распространен по всей лесной территории заповедника. В летне-осенний период он питается в основном ягодами, кедровыми орехами, а зимой часто охотится на полёвок, пищух и даже рябчиков. Следы соболя можно увидеть возле остатков волчьих трапез. Иногда его жертвами становятся крупные животные – тетерев, глухарь, заяц.

18 слайд

Слайд18.jpg

8 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

На территории этого заповедника обитает единственное в стране стадо дзеренов.

Выберите правильный ответ:

А. Саяно-Шушенский

Б. Даурский

В. Баргузинский

19 слайд

Слайд19.jpg

Сообщение о правильном ответе:

Эти степные антилопы были полностью истреблены в России к семидесятым годам ХХ века. Суровая снежная зима 2001 года заставила дзеренов в поисках корма откочевать из монгольских степей на север – в Россию. После этого часть особей осталась в Забайкалье, и сейчас в Даурском заповеднике живёт несколько сотен дзеренов.

20 слайд

Слайд20.jpg

9 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

В этом заповеднике под охраной находятся белые медведи.

Выберите правильный ответ:

А. Баргузинский

Б. Таймырский

В. Байкальский

21 слайд

Слайд21.jpg

Сообщение о правильном ответе:

Хозяина арктических просторов, белого медведя, многие относят к морским млекопитающим, так как большую часть года он проводит на дрейфующих льдах, охотясь на тюленей. За историю существования заповедника известно два захода белого медведя на реки Бикада и Верхняя Таймыра.

22 слайд

Слайд22.jpg

10 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

Это уникальное животное, обитающее в Таймырском заповеднике, ещё совсем недавно находилось на грани исчезновения.

Выберите правильный ответ:

А. северный олень

Б. овцебык

В. морж

23 слайд

Слайд23.jpg

Сообщение о правильном ответе:

В восточной части Таймырского заповедника в межгорных котловинах в летнее время встречаются большие группы овцебыков, а на западе можно встретить одиночных самцов. Овцебык был завезен сюда в 1974 году из арктических районов Канады и США.

24 слайд

Слайд24.jpg

11 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

В этом национальном парке встречаются известные во всём мире наскальные рисунки.

Выберите правильный ответ:

А. Прибайкальский

Б. Тункинский

В. Забайкальский

25 слайд

Слайд25.jpg

Сообщение о правильном ответе:

На территории Прибайкальского парка охраняются как природные, так и историко-культурные богатства. Здесь можно познакомиться с культурой, историей и верованиями местных жителей. На утесе Саган-Заба есть известные во всём мире наскальные рисунки — изображения шаманов, бегущих оленей, лебедей — возрастом в 2,5 тыс. лет.

26 слайд

Слайд26.jpg

12 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

В Баргузинском заповеднике можно увидеть мощные …

Выберите правильный ответ:

А. озёрные фьорды

Б. овраги

В. ледниковые цирки

27 слайд

Слайд27.jpg

Сообщения о правильном ответе:

Баргузинский заповедник располагается на северо-восточном побережье озера Байкал . Высокогорные мощные ледниковые цирки (котловины в горах в виде амфитеатра, отмечающие места рождения исчезнувших ледников) с каровыми озёрами и отвесными скалами — такие виды, которые мечтает запечатлеть любой фотограф!

В этой месте богатая флора и фауна.

28 слайд

Слайд28.jpg

13 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

В начале века в Прибайкальском национальном парке уникальный памятник инженерного искусства - железную дорогу, называли …

Выберите правильный ответ:

А. «серебряная пряжка стального пояса России»

Б. «золотая пряжка стального пояса России»

В. «золотой пояс России»

29 слайд

Слайд29.jpg

Сообщение о правильном ответе:

На южном участке побережья Прибайкальского парка проходит Кругобайкальская железная дорога, уникальный памятник инженерного искусства. В начале века ее буквально вырубили в скалах над Байкалом, - на 84 километра дороги приходится 39 тоннелей общей протяженностью 8994 метров. В начале века этот участок пути называли «золотой пряжкой стального пояса России».

30 слайд

Слайд30.jpg

14 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

Отрицательное воздействие на природу этого заповедника оказывает горно-металлургический комбинат.

Выберите правильный ответ:

А. Путоранский

Б. Таймырский

В. Даурский

31 слайд

Слайд31.jpg

Сообщение о правильном ответе:

Выбросы загрязненного воздуха, содержащего оксиды серы, углерода, тяжелых металлов и пыль, приводят к дегенерации растительного покрова Путоранского заповедника. Предполагается, что влияние Норильского комбината отрицательно сказывается в одной третьей части охранной зоны и одной десятой площади заповедника.

32 слайд

Слайд32.jpg

15 шаг на пути создания заповедника. Вопрос:

Территория, охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений – это …

Выберите правильный ответ:

А. заказник

Б. заповедник

В. национальный парк

Слайд2.jpgПри правильном ответе идёт переход на файл со слайдом «Заповедник создан» (музыкальное сопровождение).

Команда, «создавшая заповедник» считается победителем. 








ЛИТЕРАТУРА

1. География России: Энциклопедический словарь/ гл. ред. Горкин А.П.- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. – 800 с.

2. Детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе «Свирель» № 11/2008 Горюнов С. «Даурский заповедник».

3. Мультимедийная энциклопедия животных «Кирилла и Мефодия», 2008.

4. БОЛЬШАЯ СТРАНА :: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ И ЗАПОВЕДНИКИ.

5. ТАЙМЫРСКИЙ заповедник 

Иволина Наталия Витальевна.jpg

Иволина Наталия Витальевна  

Учитель начальных классов  

Победитель ПНПО-2009 


Возврат к списку


Заповедник "Саяно-Шушенский" заповедник "Алтайский"azasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Заповедник "Тигирекский" Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg
  Яндекс.Метрика