Работа ООПТ

Специально к Хэллоуину Всемирный фонд дикой природы подготовил рейтинг пугающих природных мест России. Представляем вашему вниманию эту подборку 10.11.2015

1. Долина смерти (Камчатка)

Долина смерти находится в Кроноцком заповеднике у подножия вулкана Кихпиныч. В длину она достигает 2 км, ее ширина – несколько сотен метров. Животным лучше обходить это место стороной: здесь гибнет вся живность от мышей до медведей.

Долину смерти обнаружили в 1975 году. На протяжении следующих десяти лет странное место, усыпанное трупами ворон, лис, рысей, орланов и других животных, исследовали многие ученые. В результате выяснилось, что ничего мистического в долине нет.

Все дело в газе, который выделяется из трещин земной коры. Газ содержит сероводород, сероуглерод и углекислый газ, которые оказывают медленное отравляющее действие на живые организмы. Особенно опасно находиться в долине в безветренную погоду, когда ядовитые вещества концентрируются у земли.

2. Тунгусский заповедник

В 1908 году на расстоянии 5-10 км от поверхности Земли произошел сверхмощный взрыв космического объекта. Взрывная волна разрушила около 2250 кв. км лесного массива в Красноярском крае, а световая вспышка вызвала ожог растительного покрова на площади не менее 200 кв. км. Это явление известно как падение тунгусского метеорита. Однако следы падения крупной части «метеорита», как и метеоритная пыль, обнаружены не были. Кроме того, деревья на выжженных территориях стали расти гораздо быстрее, чем прежде. До сих пор остается загадкой, что здесь случилось на самом деле.

В этом месте при поддержке WWF России впоследствии был создан Тунгусский заповедник, призванный сохранить не только район феномена, но и региональные экосистемы, угрозу которым представляли геологоразведочные работы и неограниченный туризм.

3. Плато Маньпупунёр (Гора каменных идолов)

В Коми на территории Печоро-Илычского заповедника находится плато Маньпупунёр с 7 каменными изваяниями высотой с 15-этажный дом. Некоторые видят в них фигуры животных, другие – людей. Легенда гласит, что однажды великаны попытались украсть дочь вождя жившего здесь народа. Сын вождя отправился спасать сестру, и с помощью добрых духов превратил великанов в камни.

На самом деле изваяния сотворила природа безо всякого волшебства. По оценкам ученых, 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов стояли высокие горы. Однако со временем дождь, ветер, снег, мороз и жара их разрушили. Слабые породы выветрились, а твердые сохранились до наших дней. Их форма до сих пор продолжает меняться под воздействием погодных явлений, из-за чего существует миф, что столбы меняются местами.

Столбы Маньпупунёр считаются одним из семи чудес России.

4. Плато Укок

В 1993 году на плато Укок (Алтай) археологами был обнаружен одиночно стоящий курган, в котором ученые нашли нетронутую мумию женщины. Изъятие мумии вызвало волну негодования среди некоторых местных жителей, считавших, что мумия не допускала проникновения зла из низших миров, и что именно вскрытие кургана вызвало ряд природных катастроф.

Ученые настаивают, что не изъятие мумии вызвало землетрясение и наводнение, совпавшие по времени с вскрытием кургана, хотя женщина, как выяснилось, и была жрицей. Исследования показали, что при жизни она часто вдыхала пары ртути и меди, то есть, по всей видимости, участвовала в ритуальных церемониях.

5. Архипелаг «Земля Франца-Иосифа»

Земля Франца-Иосифа – самая северная точка России. Здесь расположен национальный парк, хранящий память о подвигах полярных исследователей и важных научных открытиях. Это царство белых медведей, атлантических моржей и гренландских китов. Однако пугающим это место сделала не природа, а человек.

Красивые арктические панорамы тут соседствуют с пейзажами, напоминающими сцены из постапокалиптического кино. Горы металлолома посреди снежной пустыни, жуткие полуразрушенные постройки, в которых завывает ветер, вмерзшая в лед советская техника и десятки тысяч ржавеющих бочек из-под топлива.

Не так давно люди осознали масштаб катастрофы, и в Арктике была начата «генеральная уборка»: каждое лето на Землю Франца-Иосифа отправляются экспедиции для ликвидации так называемого накопленного экологического ущерба. Но первозданная чистота вернется на архипелаг совсем не скоро, а, возможно, уже и никогда.

Заповедник "Саяно-Шушенский"AltaiZapovedniik.pngazasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg